Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сиротство как общественное явление свойственно любому социуму независимо от качественных
и временных показателей его становления. И существует определённая категория детей, которые
в силу объективных или личных оснований остаются вне семейной заботы и требуют особого
отношения к себе со стороны государственных структур. Сейчас усложняются критерии,
обеспечивающие социальное и психологическое становление детей, растёт количество детей с
пограничными состояниями и сочетанными нарушениями в развитии с проявлением
бродяжничества, асоциальности и делинквентности.
Актуальность исследования. Процесс социализации воспитанников учреждений интернатного
типа, являющихся в большинстве своем жертвами социального сиротства, сопряжен с рядом
проблем, которые связаны с их объективным психофизиологическим статусом и состоянием
современного общества. Особенности социализации воспитанников детских домов,
проявляющиеся в сфере развития самосознания, индивидуальной деятельности, общения,
специфике поведения этих детей, осложняют отношения воспитателей и воспитанников детских
домов, создают трудности во взаимоотношениях между воспитанниками, что ведет к
возникновению отклонений в поведении воспитанников и требует учета данных особенностей в
процессе формирования социально одобряемых моделей поведения. В педагогической теории
сопровождение рассматривается по-разному. Так, В.П. Слободчиков и Ф.М. Фрумин
рассматривают его как помощь в личностном росте, установку на эмпатийное понимание и
открытое общение с ребенком [35, с. 42]. А.В. Мудрик – как особую сферу педагогической
деятельности, направленную на приобщение к социокультурным и нравственным ценностям,
которые необходимы для развития и самореализации старшеклассников [28, с. 98]. С позиции И.А.
Липского – это аспект социального взаимодействия с окружающими, в функции которых входит
развитие ребенка посредством педагогического взаимодействия в различных жизненных
ситуациях [23]. Для Ю.В. Слюсарева – это оказание психологической помощи, направленной на
развитие самосознания личности, запускающей механизмы саморазвития и активизации
собственных ресурсов человека [36]. Социально-педагогическое сопровождение как комплекс
превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных
на успешную социализацию и развитие личности подростков, ориентировано на создание
педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения, воспитания и
творческого самовыражения каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, целью
которого является формирование у ребенка способностей к саморазвитию, саморегуляции,
самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления.
Исследованием особенностей детей и подростков городских детских домов и интернатов
занимались такие известные ученые, как И.В. Дубровина [14], М.И. Лисина [14], B.C. Мухина [29],
A.M. Прихожан. В связи с ростом численности детей и подростков, оставшихся без попечения
родителей стала весьма актуально изучение личностных особенностей, вместе с тем специфики
личностных причин, усугубляющих дезадаптацию и отклоняющееся поведение подростков.
Объект исследования – дети сироты и дети, оставшиеся без попечения, проживающие в условиях
детского дома.
3
Предмет исследования – содержание, методы, технологии социальной защиты детей-сирот в
условиях детского дома для детей школьного возраста.
Цель исследования - рассмотреть методы социологических исследований в социальной работе с
детьми и подростками в условиях детского дома.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс социализации воспитанников
детского дома будет эффективным, если разработать и реализовать программу работы с детьми,
для которой будет характерно:
учет психологических и индивидуальных особенностей детей,
исходная и текущая диагностика,
разнообразные формы и методы проведения занятий, которые будут способствовать
формированию положительного опыта социального поведения, навыков общения и
взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты социальной работы с детьми, проживающими в условиях
детского дома;
- провести экспериментальное исследование.
Методы исследования:
- Анализ литературных источников по проблеме сиротства и нормативно-правовых документов.
- Изучение личных дел воспитанников детского дома.
- Наблюдение, беседы, опрос и анкетирование детей и воспитателей.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в
работе социальными педагогами и воспитателями учреждений интернатного типа.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
1. Теоретические аспекты социальной работы с детьми, проживающими в условиях детского дома
1.1. Психологическая депривация как социально-психологическая проблема
4
Особенная проблема – психологическая дeпривaция, формирующаяся в итоге неудовлетворения
жизненно важных потребностей и во многом определяющая жизнедеятельность ребенка.
Вероятность увеличения в ближайшем будущем в детской популяции явлений дeпривaции, её
сложность, патогенность и стойкость определяют актуальность исследований феноменологии
детскoй дeпривaции. Сегодня понятие «дeпривaция» не редко используется в психологической
литературе.
Термин «депривация» образован от английского слова deprivation, которое в буквальном
переводе означает лишение, утрату. В основе его лежит латинский корень privare, что означит
«отделять».
Префикс de передаёт усиление смысла корня. Современные теории психологической дeпривaции
исходят из различных направлений и, значит, имеют определённую несогласованность, которая
состоит в том, что именно конкретные исследователи выделяют в качестве причины появления
дeпривaции и в том, как они объясняют воздействие депривации на формирование личности
воспитанника детского дома.
Д.С. Брунер [6] считает, что при дeпривaции поражается, прежде всего, «более высокий» вид
«когнитивного» учения.
По Д.С. Брунеру, дeпривированным детям недостаёт условий для становления эффективных
средств мышления, для решения задач и для реального контакта со средой: не развиваются
«модели среды» и «стратегия действий».
В критериях ранней дeпривaции отсутствует основа для выборочного подхода к стимулам и для
дифференциации отдельных областей работы. Например, в случае если депривированному
воспитаннику детского дома приходится сталкиваться с ранее не знакомой ему ситуацией, то он
испытывает значительные затруднения, поскольку у него в недостаточной мере имеются
эффективные средства для переноса прежнего опыта на новые ситуации. Процессы социальной и
школьной дезадаптации неразрывно связаны с появлением социальной дeпривaции.
Социальная дeпривaция – социально-психологическое явление, обусловленное негативными
тенденциями воспитания и социализации детей в современной социокультурной ситуации,
представляющее собой начальный период формирования дезадаптации детей.
Социальная дeпривaция проявляется в недостатке эмоциональных опор, в лишении способности
удовлетворения ведущих жизненных потребностей. Трудности социальной депривации
оценивают учёные, изучающие различные аспекты отклоняющегося развития детей (М. Буянов,
И.В. Дубровина [14], Г. Крайг, И. Лангмейер, З. Матейчек, В.С. Мухина [29], М. Раттер [32], Н.В.
Репина, А.Г. Рузская).
С нашей точки зрения, в сформировавшихся социальных условиях проблема социальной
дeпривaции приобретает более широкий характер и выходит на уровень сложной социальнопсихологической проблемы. Социальная депривация представляет собой одно из проявлений
деструкции социального развития ребёнка, связанной с качественным изменением ситуации
развития, с формированием низкой личностной производительности.
Симптомы социальной дeпривaции нарастают и мешают нормальной интеграции ребёнка в
социум, особенно в условиях детского дома, так как постоянное пребывание в коллективе
сверстников приводит к часто возникающим нарушениям поведения, утомлению, негативам
чувственным проявлениям.
5
Для подростков с социальной дeпривaцией характерны такие личностные проблемы, как
повышенный уровень тревожности, испуг, сверхбдительность, состояние неизменного
напряжения, ожидание вероятной угрозы.
1.2. Характеристика воспитанников детских домов
Пребыв
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов А.Н., Менлибаев К.Н., Туганбекова К.М., Черная Г.Г. Социальная работа: теории и
технологии. – Караганда: КапГУ, 2011. 2. Ардашкин И.Б. Методы и технология социальной работы:
Учебное пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2013
2. Амирова Р. И. /\Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI
века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч.-
практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
3. Бабанский, Ю. К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком / Ю. К.
Бабанский ; Всесоюз. о-во "Знание". – М.: Знание, 1979. - 32 с.
4. Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. М., 1960.
5. Боулби Д. Детям любовь и заботу. «Лишенные родительского попечительства». – М.:
Просвещение, 2014.
6. Брунер, Д.С. Психология познания / перевод с английского М. И. Лисиной. М.: Педагогика,
2014. - 391 с
7. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. 2-е изд. - М.:
Просвещение, 2014. - 255 с.
8. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. /Сост. Е.М. Рыбинский. – М., 2014
9. Воспитание и развитие детей в дет. доме /Ред.-сост. Н.П. Иванова. – М., 2006
10. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. – М.: Просвещение, 2014. – 376
с.
11. Глебова Л. Н. Волонтерство как форма социального партнерства в малых городах России //
Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе : материалы V
Междунар. заоч. науч.-практ. конф. – Арзамас, 2017. – С. 15
12. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – Ред.М., 2012.
13. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. – Ред.М.: Социальное
здоровье России, 2011.
14. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне
семьи – Возрастные особенности психического развития детей. Ред. М.,2014
15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и
подростков. – Ред.М.: Медицина, 2014
6
16. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь[Текст]: для студ. высш. и
сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2014. – 176 с.
17. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социальноэмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. – СПб., 2015.
18. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. –
Кемерово: Логос, 2014.
19. Кравченко А.И., Социальная работа. - М.: ТК Велби, 2013. – 416 с.
20. Красавина Е. В. Мотивационные аспекты участия молодежи в волонтерской деятельности /
Е. В. Красавина, Н. И. Горлова // Инновационное развитие: потенциал науки и современного
образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2018. – Ч. 3. – С. 224-227.
21. Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие – Владивосток: Изд-во ДВГТУ,
2015.
22. Крючкова Л.Л. Развитие личности ребёнка в условиях материнской депривации / Под
общей редакцией Л.М. Шипицыной. СПб. 2014.
23. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические
основания. Available at: http:www.Lipsky.ru/statii/soprov.htm
24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2- е доп. и перераб., Л.:
Медицина, 1983.
25. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 281 с
26. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психологопедагогические основы коррекционнопрофилактической работы). – М., 2004
27. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное
пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество
России, 2014. 268 с
28. Мудрик А.В. Социализация человека/ А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2014. – 304 с
29. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях
интернатного типа // Вопросы психологии. 2014. - № 1
30. Певная М. В. Детское и подростковое волонтерство: социальная эффективность и условия
ее достижения / М. В. Певная, П. А. Амбарова // Социология образования. – 2017. – № 5. – С. 57-
69
31. Пидкасистый, П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в
обучении : дис. ... докт. пед. наук / П.И. Пидкасистый. - М., 1973. - 392 с.
32. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. О.В. Баженовой, Г.Г. Гаузе; Общ. ред. А.С.
Спиваковской; Предисл. О.В. Баженовой, А.Я. Варга. М.: Прогресс, 2014. - 420 с
33. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А.,
2015. - 288 с
34. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.
Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2014. – 576 с
7
35. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология
человека: Введение в психологию субъективности. М., 2014. - 384 с.
36. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития
личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1992. - 19 с.
37. Сухомлинский В. А. о воспитании: золотой фонд педагогики / сост. Д. И. Латышина. – М.:
Школьная Пресса, 2014. – 192с.
38. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая программа воспитания учащихся во внеучебное
время [Текст] / Н. М. Таланчук ; Рос. акад. образования, Ин - т сред. спец. образования. - Казань :
Ин-т ССО РАН, 1995. - 80 с.
39. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - Т.2. - 576 с.
40. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы,
диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2014
41. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения /
Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1962. - С. 10
42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. -
560 с